Чтобы правильно понимать смысл, вложенный в название каждого из десяти божеств карты Бацзы, необходимо обратиться к китайскому первоисточнику – иероглифам, которыми описывается то или иное божество. В этой статье речь пойдет об одном из самых загадочных представителей «пантеона» Бацзы, а именно: Косой Печати, по-китайски называющейся 偏印 piānyìn (пяньинь).
Поле значений первого иероглифа, 偏 piān, можно описать словом «односторонний» или «однобокий», «покосившийся», «окраинный». Сам знак, как и многие другие иероглифы китайского языка, состоит из двух частей: корня (亻/人 rén, «человек») и фонетического компонента (扁 biǎn, или piān, «плоский», «тонкий»; «вывеска»), подсказывающего произношение. Этот знак встречается в названиях и других божеств карты – например, Косого Богатства или 7 Убийцы.
Гораздо более информативным для нас здесь является второй знак – 印 yìn. Его поле значений связано с понятиями «печать», «штамп», «официальная бумага», а также «административная власть» и «важный/чиновничий пост». Даже одно из выражений, в китайском языке означающее уход с официальной должности, буквально переводится как «отказаться от печати». Иероглиф представляет собой пиктограмму и также состоит из двух частей: 爪 zhuǎ, «коготь» или «лапа», и卩jié – «верительная бирка», «печать». Таким образом, исходя из этимологии иероглифа, он буквально означает «надавливать/нажимать рукой на печать», то есть, делать оттиск.
Если Печать Правильная – ее отпечаток на бумаге будет четким и ярким. Если Печать Косая – он будет неровным, смазанным, блеклым.
В древнем Китае печать являлась средством идентификации, как сейчас удостоверение личности. Соответственно, печать показывала принадлежность к определенной семье, обладание определенным статусом, наличие определенных полномочий – или их отсутствие. Именно поэтому в системе пяти движений Ресурс называется Печатью: порождающий нас элемент буквально показывает, кто мы и откуда. И по той же причине Печать порождается стихией Власти: Власть таким образом словно выдает нам документ, где о нас прописаны все необходимые сведения. Опять же, если мы говорим о Правильной Печати, то вышеупомянутый документ тяготеет к однозначным толкованиям, а Косая Печать дает простор воображению и пространство для маневра.
Сильная, особенно сильная структурообразующая, Косая Печать передает владельцу карты изменчивость своей природы. С одной стороны, это оригинальность мышления, незаурядный ум, проницательность, способность тонко чувствовать мир и людей вокруг, с другой стороны – настороженность, непостоянство, тяга к обходным путям взамен прямого, умение казаться более знающим и эрудированным, чем это есть на самом деле, и большая трата сил на поддержание подобного образа вместо того, чтобы в действительности стремиться ему соответствовать. Жертвенность во имя других и одновременный отказ следовать за толпой, умение усердно трудиться над сложными задачами и жалобы на них же, примечательный интеллект и его использование в самый последний момент, огромный багаж знаний и полное непонимание, как их применить – все это говорит о заложенных в Косой Печати внутренних противоречиях. Тем не менее, именно они дарят Косой Печати подвижность и гибкость, которых часто недостает Правильной Печати.
В вопросе порождения Господина Дня эти два вида ресурса различаются настолько же, насколько далеки друг от друга мать и мачеха. Стихия Печати все равно остается материнской, но если Правильная Печать радуется факту продолжения рода, то Косая Печать делает это как будто бы… нехотя и стремится уйти в сторону от порожденного ею Господина Дня, как отталкиваются друг от друга полюса магнитов с одинаковым зарядом. Потому Косую Печать можно назвать мачехой или, как вариант, кормилицей, исходя из факта нежелания ресурса одинаковой полярности производить на свет Господина Дня. Но невольно возникает вопрос: если Косая Печать по своей сути – это мачеха, то почему в женских картах она же является образом матери?
Это возвращает нас к культуре древнего и средневекового Китая, да и относительно современной истории этой страны: на протяжении веков рождение девочки вовсе не считалось счастливым событием! Девочка вырастет, после замужества перейдет в семью супруга и заберет с собой свое приданое – по логике древних китайцев, никакой выгоды, одни растраты и беспокойства. Даже ученые мужи и последователи религии в те времена говорили: будешь вести неправедную жизнь, и в следующем воплощении родишься червем или женщиной. Потому для матери, Косой Печати, дочь – ребенок родной, но по сравнению с сыном нежеланный.
Таким образом, Косая Печать, в отличие от Правильной Печати, отвечает не за сохранение традиций, продолжение рода, консерватизм, связь поколений и передачу знаний, а, наоборот, за уход от семьи и индивидуальность, новизну, продуктивное творчество, нестандартные и новые знания. Она говорит об открытиях и попытке познания самого себя в отрыве от привычного мира. В древнем и средневековом Китае, где процветало конфуцианство, чьей главной ценностью является почитание предков, наличие в карте Косой Печати считалось неблагоприятным знаком: отделение детей от родителей шло вразрез с концепцией сыновьей почтительности и трактовалось как недостаток совести и уважения у владельца карты. Однако в современных реалиях, где больший упор делается на индивидуализм и оригинальность мышления, люди с сильной Косой Печатью, наоборот, обладают преимуществом.
Когда Косая Печать встречает Дух Наслаждения, она превращается в так называемый xiāo shén (枭神) – Дух совы: «Я порождаю тебя, и я же тебя ограничиваю». Завидуя Духу Наслаждения, она приобретает образ душащей, контролирующей матери, не дающей ребенку проявить себя буквально ни в чем, на корню задавливая все его попытки начать действовать самостоятельно. А так как Дух Наслаждения по китайским меркам считается идеальным мостиком к богатству, потому признается практически безусловно благоприятным даже в случае своей неполезности, то повреждение этого божества ведет к неспособности Духа Наслаждения породить богатство – то есть, к неспособности человека достичь материального результата собственных действий. Наихудший вариант складывается при одновременно проявленной неполезной Косой Печати и полезного Духа Наслаждения, ибо человек, подсознательно ощущая ограниченность своей свободы, заложенную противостоянием этих божеств карты, часто топчется на месте, ленится, не доводит до конца начатое дело, отдаляется от семьи, становится склонен к прокрастинации и излишнему обдумыванию своих поступков в ущерб эффективным действиям. В случае если это сочетание складывается за счет приходящих энергий, данные периоды времени могут быть травмоопасны, и вероятность несчастных случаев при этом значительно возрастает.
Итак, почему же выбор пал именно на сову? В Древнем Китае сова и коршун относились к злым птицам, а отдельно сова считалась птицей, известной своей непочтительностью к родителям: согласно каноническому тексту династии Сун《渊海子平》Yuānhǎi Zǐpíng (Юаньхай Цзыпин), посвященному теории Бацзы, «сова – это птица, несущая в себе нечеловеческую способность пожирать того, кто ее выкормил». Однако эта черта свидетельствует о ее мощи, и потому иероглиф 枭 xiāo входит в состав слов, означающих, к примеру, отчаянного храбреца или ушлого торговца. А также – в состав выражения 枭示 xiāoshì, что означает «выставлять голову казненного напоказ толпе». В свою очередь оно отсылает нас к истории о птенце совы, который съел своих родителей и остальных птенцов, но оставил их головы торчать из гнезда. Со стороны казалось, что в гнезде есть и другие совы, когда на самом деле остался лишь один птенец, но если бы правда открылась, то все ужаснулись бы его силе.
Предвзятость китайских мастеров Бацзы прошлых эпох к Духу Совы, в первую очередь, была связана с причинением вреда Духу Наслаждения, являющемуся божеством долголетия и процветания, однако проявление Духа Совы в карте чаще всего трактовалось как влияние представителя старшего поколения, которому нельзя доверять или на которого нельзя положиться. По этой причине и укоренилась ассоциация Косой Печати с мачехой: относиться к чужому ребенку так же, как к своему собственному, довольно-таки трудно. При этом конфликт между Косой Печатью и Духом Наслаждения в карте рождения или с учетом приходящих энергий не умаляет таланта, привнесенного владельцу карты Косой Печатью, а проявленное Богатство способно защитить Духа Наслаждения от ущерба. Сочетание же Косой Печати с 7 убийцей, также ранее считавшееся неудачным из-за того, что в противовес стабильности оно дает и многие радости, и многие печали, сейчас рассматривается в более положительном ключе – разумеется, с учетом полезности данных элементов в карте.
Елена, благодарю за такой емкий обзор о косой печати! Я открыла про себя так много нового! У меня структура косой печати вода инь в сезоне на быке и сильным духом наслаждения огонь инь в году..и да, прокрастинация присутствует, обдумывание годами идей и не воплощение их в жизнь это все про меня. Хотя все в жизни получилось удачно, все же интересно как убрать вечный конфликт между духом наслаждения и косой печатью и начать уже действовать ?;) предполагаю, что 7й убийца мне в помощь, он есть в НС в часе, он дает смелость бесспорно, но больше в мыслях чем в действиях;( спасибо и успехов вам в науке познания китайской метафизики❤️